Картина Ивана Ивановича Шишкина "Береза и рябинки"
Работа написана в 1878 году, в период зрелого творчества. В 1873 году Академия художеств уже признала талант И.И. Шишкина, присвоив ему звание профессора за достижения в области искусства и в особенности за картину "Лесная глушь" (1872), на которой был изображен сумрачный бор. Могучие сосны, разлапистые ели – наиболее характерные для Шишкина объекты изображения. О любви живописца именно к хвойным деревьям свидетельствует даже беглый обзор репродукций его картин.
"Береза и рябинки" – работа, выходящая за привычные рамки творчества Шишкина. Это небольшой этюд (размер холста всего 38 на 28,5 см), заготовка для будущей масштабной картины, которая должна была изображать лиственный лес. Возможно, набросок послужил основой для созданного в 1883 году большого полотна "Ручей в березовом лесу".
Символика изображения
Запечатление на холсте хвойных лесов позволяло художнику прямо и ясно выразить отношение к русской природе как к могучей, непокоримой силе. Обращение к изображению фрагмента березовой рощи с подлеском также имеет значимый характер. Береза – один из наиболее узнаваемых символов России, дерево, почитаемое славянами с глубокой древности как священное, как образ Берегини – богини земных богатств. Ствол березы на этюде Шишкина широк и прочен, крепко стоит на земле, как и сама огромная наша страна. Мощное одиночное дерево, доминирующее над пейзажем – один из излюбленных знаков художника, явно, открыто указывающий на величие и русской природы и людей России. И в то же время климат здесь весьма суров, и, подобно ему, полна забот и тягот жизнь человека и мира, который его окружает. Чахлые, подавленные тенью чащи "рябинки" с искривленными стволами создают тоскливое настроение. Образ рябины в русской культуре связан с горькой долей, нелегкой судьбой. На известном портрете маслом И.И. Шишкина, написанного И.Н. Крамским в 1880 году, художник изображен задумчивым, с полным грусти, глубоких внутренних размышлений взглядом, и кажется, что "король русского леса" в этот миг так же велик в своей тихой печали, как его любимые леса и рощи.