Картина Петрова-Водкина «Купание красного коня»
История сохранила для потомков все подробности создания этого знакового для русского искусства полотна. Весной 1912 года Кузьма Сергеевич неожиданно для всех уезжает в глухую деревню на Волге. Там он делает наброски для своей будущей картины. Позднее для центральной фигуры будет использован более ранний портрет маслом. Моделью для главного героя стал племянник художника Сергей. Первый вариант полотна был более реалистичен: фигуры коней и пастухов полностью помещались на холсте, на переднем плане была изображена еще одна мужская фигура. Эту картину постигла участь второго тома «Мертвых душ». Уничтожив все сделанное ранее, Кузьма Сергеевич с неистовым нетерпением взялся заново воплощать свой замысел. Работа была закончена уже в Санкт-Петербурге.
На выставке в том же году картина сразу была по достоинству оценена критиками, коллегами и публикой. Перед самым началом Первой мировой войны полотно экспонировалось в Швеции, откуда было возвращено на родину только через сорок лет.
Большинство иностранцев, увидев впервые эту картину маслом Петрова-Водкина, сразу вспоминают Матисса. Искусствоведы отмечают, что на творчество Кузьмы Сергеевича оказали наибольшее влияние около десяти отечественных и зарубежных художников. Сам великий русский живописец признавал, что является учеником трех из них:
- Александра Иванова;
- Анри Матисса;
- Валентина Серова.
Пример эклектики или торжество гениального синтеза?
Символизм тем и хорош, что каждый может рассмотреть в картине что-то новое, трактовать ее на свой лад. Гениальность «Купания красного коня» - в такой многозначности. Можно смело сказать, что полотно входит в число пророческих произведений российского искусства. Через сто лет после создания картины можно увидеть в образе наивного отрока русский образованный слой, который был уверен, что удержит узды правления Россией. Но жеребец косит глазом, он обернулся, чтобы последний раз взглянуть на всадника, перед тем как понестись во весь опор.
Во все времена картина привлекала внимание революционной формой исполнения. Совершенно плоский образ мальчика верхом на красном коне наложен на объемное трехмерное изображение пруда и берега с зеленью. Разновеликие фигуры пастухов и лошадей подчеркивают перспективу. Реализм в деталях. Символизм в общем замысле. В этом весь Петров-Водкин…